Саддукеи

Саддукеи
– название одной из трех (фарисеи, саддукеи и ессеи) древнееврейских религиозных сект, возникших около 150 г. до Р. Хр. и просуществовавших до покорения иудейского государства римлянами (70 г. по Р. Хр.). Хотя эти три секты в основе своей имеют закон Моисея, но применение его к жизни они делают разное, а потому между ними на этой почве должно было явиться соревнование. Но ессеи, согласно своему учению, уклонились от всякого участия в общественной жизни народа, и потому весь период существования указанных трех сект можно определить как эпоху борьбы между саддукеями и фарисеями, борьбы, иногда очень ожесточенной и наложившей печать на дальнейшую судьбу еврейской религии. Секта С. получила свое название от Садока, под которым одни подразумевают ученика известного мудреца Антигона Сахоского, а другие – библейского С. (1 Цар. 2, 36). Согласно первого предположения, Садок, основатель секты С., неправильно понял слова своего учителя: "не будьте, как рабы, служащие своему господину в расчете получить за то вознаграждение, а будьте как рабы, служащие своему господину (из любви) без всяких расчетов на вознаграждение". Он объяснил их в том смысле, что за гробом человека не ожидает вознаграждение, а потому человеку следует заботиться лишь о своем земном благополучии, отсюда вытекает и то отношение саддукеев к жизни, которое сближает их с эпикурейцами. Согласно же мнению других, С. получили свое название от родоначальника древней династии первосвященников – Садока. Подобно потомкам Аарона, С. сосредоточили в своих руках не только духовную власть над народом, но и светскую. Опираясь на Моисеев закон, С. взимали в свою пользу религиозные налоги со всех произведений земли, что выдвигало их на первое место не только в родовом, но и в материальном положении. Эту же руководящую роль С. сохранили и при Маккавеях, лишь изредка уступая первое место фарисеям (во время царствования Саломеи Александры). После уничтожения Маккавеевой династии Иродом (37 г. до Р. Хр.) к Саддукейской партии примкнул священнический род Боэтусеев, родоначальник которых Боэтус выдал дочь свою за Ирода и был возведен последним в сан первосвященника. Близость к официальной власти не мешала С. считать себя охранителями закона Моисея, который один они, в отличие от фарисеев, и признавали. Все народные обычаи, равно как и постановления позднейших законоучителей, они отвергали. На еврейский народ С. имели, однако, небольшое влияние, что объясняется как несоответствием их проповеди с жизнью, так и недоверием к ним народа. Требование Саддукеями исполнения буквы закона Моисея с течением времени становилось все менее и менее выполнимым. Это относилось и к обрядовой стороне Моисеева закона, и к уголовной. Так, выполнение всех предписаний относительно так называемой ритуальной чистоты являлось часто совершенно невозможным, особенно, когда еврею приходилось жить вне Палестины и на каждом шагу соприкасаться с язычниками. Точно так же в Моисеевом законе содержится широкое применение смертной казни, которая назначается не только в случае, напр., покушения на жизнь ближнего, но и за нарушение чисто религиозных постановлений. В отличие от С., придерживавшихся строго буквы закона, другая еврейская партия – фарисеи, не отвергая закона, стремились, однако, к тому, чтобы примирить его с жизнью. Толкуя закон, они придавали ему символический смысл, часто противоречащий его буквальному. Саддукеи отвергали все толкования фарисеями закона и придерживались библейского текста в буквальном его смысле. В этом отношении к Моисееву закону основное различие между фарисеями и саддукеями. Затем, что касается остальных библейских книг, то С. не признавали за ними значения авторитета; так как в этих книгах, проникнутых Мессианской идеей, выражается надежда на спасение народа чрез дом Давида, то саддукеям, как потомкам священного рода, видевшим в потомках Давида для себя самых опасных соперников, такие пророческие указания не могли быть полезны. С другой стороны, требуя от народа строгого исполнения закона Моисея, С. для себя находили возможным допускать ряд отступлений от него и нарушений его. Поэтому народ не был расположен к С., и это нерасположение иногда выражалось в форме открытого возмущения. Одно из таких возмущений было особенно серьезно и проявилось по поводу обряда возлияния воды на алтарь в праздник Кущей, этот обряд С. отвергали, как неуказанный в Моисеевом законе, в народе же он был популярен и совершался всегда с особенной торжественностью. Однажды царь-первосвященник Александр-Янкай (95 г. до Р. Хр.), саддукей, исполнял в праздник Кущей обязанность первосвященника в храме. Поданную ему для возлияния воду в серебряной чаше он, вместо того, чтобы возлить на алтарь, вылил на землю. Возмущенный таким пренебрежением к чтимому обряду народ стал бросать в Янкая райскими яблоками, которые евреи в этот праздник держат во время молитвы в руках. По приказанию царя-первосвященника стража бросилась с мечами на народ, храм обагрился кровью тысяч убитых и раненых, а затем вскоре вспыхнула шестилетняя междоусобная война между саддукеями и фарисеями, окончившаяся поражением фарисеев и бегством большинства из них в Египет. Указанным отношением саддукеев к закону Моисея объясняется и то, что первосвященник Каиафа, который председательствовал в осудившем Христа синедрионе, был С. (Деян. Ап. 4, 6 и 5, 17), а член синедриона, фарисей Гамалиил, наоборот, защищал Ап. Петра перед другими членами синедриона – саддукеями, которые хотели предать Апостола смертной казни. Борьба между саддукеями и фарисеями понемногу давала перевес последним, и с падением Иерусалима и упразднением жертвоприношения С. лишились своей духовной власти и политического значения. Сама же секта С. распалась: одна часть примкнула к фарисеям, другая осталась верна своему учению, но открыто обнаруживать себя, ввиду возрастающего влияния фарисеев и талмуда, не решалась. В VIII в. после Р. Хр. часть последователей саддукеизма образовали секту караимов, в учение которой, однако, вошла и часть, впрочем незначительная, фарисейских воззрений.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Саддукеи" в других словарях:

  • САДДУКЕИ — (евр., от имени основателя Zadok Садок). Древне иудейская секта III столет. до Р. Хр., отвергавшая устные предания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САДДУКЕИ вер. saddukim, от имени основателя Zadok …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Саддукеи — одно из главных религиозно политических течений в Иудее 2 в. до н.э.Ч 1 в. н.э. Основатель течения некий Цадок отрицал воскрешение из мёртвых и загробную жизнь. Саддукеи отрицали также Божественное провидение, утверждая, что человек сам является… …   Исторический словарь

  • Саддукеи — название одной из трех древнееврейских религиозных сект,или, по выражению Иосифа Флавия, трех философских школ, возникших вэпоху расцвета династии Маккавеев (ок. 150 д. до Р. Хр.) ипросуществовавших вплоть до покорения иудейского государства… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • САДДУКЕИ — САДДУКЕИ, общественно религиозная группировка в Иудее во 2 в. до нашей эры 1 в. нашей эры. Объединяла высшее жречество, землевладельческую и служилую знать …   Современная энциклопедия

  • САДДУКЕИ — одна из политических и религиозных группировок в Иудее во 2 в. до н. э. 1 в. н. э. Объединяла высшее жречество, землевладельческую и служилую знать …   Большой Энциклопедический словарь

  • САДДУКЕИ — САДДУКЕИ, саддукеев, ед. саддукей, саддукея, муж. (др. евр., от собственного имени). Религиозно политическая партия еврейской знати, существовавшая в последние годы старой и первые годы новой эры в Иудее. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Саддукеи — (Sadduce), группировка в древн. Иудее, оппозиционная фарисеям. Объединяли богатых землевладельцев, отличались консерватизмом. Позже, в период христианства, утратили прежнее господствующее положение. Тем не менее С. занимали неск. важных жреческих …   Всемирная история

  • Саддукеи — САДДУКЕИ, общественно–религиозная группировка в Иудее во 2 в. до нашей эры 1 в. нашей эры. Объединяла высшее жречество, землевладельческую и служилую знать.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Саддукеи —     Истории еврейского народа …   Википедия

  • САДДУКЕИ — группировка, существовавшая в Палестине в период со второй половины 2 в. до н.э. до разрушения Храма римскими завоевателями в 70 н.э. Она объединяла богатых землевладельцев, купцов и иерусалимское священничество (жречество) высших рангов.… …   Энциклопедия Кольера

  • Саддукеи — (Мат.3:7 ) Иудейская секта, часто упоминаемая в Н.З. По Иудейским преданиям основанием оной был Садок, ученик Антигона Сохо, председателя Иудейского синедриона, жившего в III веке до Р.Х. Вероятно, этот Садок был первосвященником в царствование… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»